Политика

Выборы президента оценят по справедливости

Внутриполитический блок Кремля выступает против использования административного ресурса.

Максимальное видеонаблюдение на участках для голосования, минимальное число судебных исков, связанных с избирательной кампанией, отсутствие массовых выступлений и жалоб на злоупотребление административным ресурсом станут основными критериями легитимности президентских выборов, рассказали «Известиям» собеседники, близкие к администрации президента (АП). Ранее о курсе на «открытость, честность и справедливость» выборов заявил глава управления внутренней политики администрации президента (УВП АП) Андрей Ярин на конференции Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) в Москве. Планируется, что окончательно конфигурация президентской кампании оформится в сентябре.

По словам источников «Известий», близких к АП, эффективность проведения президентских выборов (они намечены на март 2018 года) будет зависеть от нескольких факторов. Среди требований к легитимности, которые обсуждаются во внутриполитическом блоке Кремля, — оснащение большинства избирательных участков видеокамерами, минимальное число судебных исков, поданных по итогам выборов, а также отсутствие массовых акций и жалоб на злоупотребление административным ресурсом.

Количество обращений в суд, связанных с подсчетом голосов и подведением итогов, станет одним из основных критериев справедливости выборов, отмечает один из собеседников «Известий». При этом претензии, заявленные в ходе кампании, — например, по вопросам незаконной агитации или регистрации кандидатов — не будут рассматриваться в качестве нарушающих принцип прозрачности выборов.

— Речь идет не о шуме в прессе, а именно о реальных исках, — подчеркнул собеседник издания. — После выборов 2016 года, несмотря на высокий результат «Единой России», исков практически не было. То есть фактов, с которыми можно было бы идти в суд, не оказалось даже у оппозиционеров.

Еще один критерий — отсутствие жалоб на злоупотребление административным ресурсом, отмечает другой собеседник «Известий». От чиновников среднего уровня потребуют исключить принудительный привод на участки и другие методы давления на избирателей, поскольку даже сообщения в СМИ о таких прецедентах подрывают доверие к выборам.

Массовые несанкционированные акции протеста также должны уйти из выборной повестки. Однако один из собеседников «Известий» отметил, что беспокойство могут вызвать «действительно многочисленные протесты по всей России», а не, например, акции «исключительно московской несистемной оппозиции».

— Если выйдет 150 тыс. человек в разных городах, то это проблема. Если 5–10 тыс. в Москве — это не будет воспринято как провал, — пояснил он. — Грубо говоря, если состоится «вторая Болотная», значит, выборы прошли не так.

Третий критерий — оценка выборов российскими наблюдателями. Здесь в качестве значимого субъекта оценки могут выступать и условно оппозиционные организации — движения «Голос», «Сонар» и «Гражданин наблюдатель», отметил собеседник «Известий». ЦИК может привлечь их к работе, чтобы разделить ответственность за результат.

Что касается международных наблюдателей, то ориентироваться будут на отчеты ШОС и ОДКБ, полагает источник издания. К оценке европейских наблюдателей (в частности, БДИПЧ ОБСЕ), по его словам, многие относятся скептически — в «тенденциозных» отчетах больше политики, чем реальных данных.

Эксперты отмечают, что предлагаемые критерии использовались и раньше, а их актуализация говорит о выборе в пользу традиционного сценария кампании.

— Эти критерии были аналогичны при Суркове и Володине (экс-руководители внутриполитического блока АП в статусе первого замглавы. — «Известия»), — заявил «Известиям» гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. — Обращаясь к ним, УВП подтверждает, что в деятельности системы есть постоянные основания легитимности, не зависящие от личности менеджера, что является признаком зрелости самой системы.

Профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев заявил «Известиям», что все критерии направлены на открытость выборов прежде всего перед избирателями. По его мнению, смысла в использовании, например, административного ресурса нет.

— Зачем играть краплеными картами, когда у тебя и так на руках все козыри, — сказал эксперт. — Нужно, чтобы после выборов социологи зафиксировали высокий уровень доверия к голосованию. А это возможно, только если исключить давление на граждан на низовом уровне, когда на людей не будет оказываться бесконечное давление: сходите, подпишитесь, мы проконтролируем. Эти вещи напрягают и являются бесконечным источником слухов о принуждении.

Глава ФоРГО Константин Костин среди важных моментов называет поправки в закон о выборах президента, упрощающие голосование для граждан и предусматривающие разукрупнение участков, а также начало работы участковых комиссий не за неделю до голосования, а за месяц.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отмечает, что первоначальная ставка АП на сверхвысокую явку (70%) вступала в противоречие с требованием легитимности, в итоге от нее решено отказаться.

— Однако потребуются более четкие критерии, чем просто отсутствие жалоб и протестов, — отметил он. — Необходимо понять, идет ли речь о жалобах только формальных участников процесса или о ненакоплении раздражения у всех реальных политических игроков и общества в целом.

Выбор в пользу инерционного сценария расценивается в УВП как желательный, отмечают три собеседника «Известий», близкие к работе внутриполитического блока. Окончательный выбор конфигурации президентской кампании будет сделан в сентябре, отмечают они, с учетом итогов региональных выборов, а также при отсутствии внешнеполитических и внутренних экономических шоков.

Автор: Наталья Рожкова

Источник: izvestia.ru

0

Автор публикации

не в сети 7 часов

ИА РусРегионИнформ

56
Комментарии: 1Публикации: 50545Регистрация: 28-09-2014

Оставить комментарий

Главный портал регионов России

ПО­СЛЕД­НИЕ НО­ВОС­ТИ РОС­СИИ — но­вост­ной ин­тер­нет-сер­вис, на­прав­лен­ный на со­вер­шенст­во­ва­ние ме­ха­низ­мов сти­му­ли­ро­ва­ния ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной влас­ти субъ­ек­тов РФ и му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний в во­про­сах рас­ши­ре­ния ин­фор­ма­ци­он­но­го вза­и­мо­дейст­вия с об­щест­вен­ностью, на­уч­ны­ми и де­ло­вы­ми кру­га­ми, а так­же на осве­ще­ние при­ме­ров эф­фек­тив­но­го осу­щест­вле­ния их пол­но­мо­чий с целью со­зда­ния мак­си­маль­но бла­гоп­ри­ят­ных усло­вий для ком­плек­с­но­го со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия ре­гио­нов. Далее...

Популярное

© 2016, ИА РусРегионИнформ. Все права сохранены. Яндекс.Метрика