Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) обладает большими запасами углеводородного сырья, что делает этот регион очень перспективным с точки зрения бурного экономического роста.

Транзитный центр

ёВ ЯНАО разведано много нефтяных и газовых месторождений, есть хорошие перспективы для новых открытий как на более глубоких горизонтах в традиционных районах добычи, так и новых для хозяйственного освоения на территориях и в акваториях (полуостров Ямал, шельф, Обская и Тазовская губы, северо-восточные районы).

Yes

Современная газовая промышленность России основывается на разведанных в ЯНАО запасах газа.

Традиционно центры мощностей по переработке газа, нефти, нефте- и газохимии будут тяготеют центрам сбыта, однако в связи с расширением в ЯНАО инфраструктуры железнодорожного и морского транспорта (а также ввиду изменения химического состава добываемого сырья) в регионе целесообразно формирование новых крупных комплексов газопереработки, газо- и нефтехимии.

Кроме того, на базе углеводородного сырья, поставляемого из ЯНАО, получат развитие новые предприятия в Западной Сибири и европейской части страны. А на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири перерабатывающая инфраструктура будет складываться преимущественно на основе собственных месторождений, а также за счёт поставок нефти из ЯНАО и ХМ АО в систему Восточная Сибирь/Тихий океан (с использованием нефтепроводов Ванкорское-Пурпе, Пурпе-Самотлор).

Деловой климат в округе в значительной мере определяется федеральной политикой в нефтегазовом комплексе, взаимоотношениями между региональными органами власти, смешанными и независимыми компаниями, коммерческой эффективностью газового и нефтяного бизнеса. Важнейшие источники средств в основной капитал - собственный и привлечённый капитал компаний (свыше 90%), в первую очередь Группы «Газпром» , «ЛУКОЙЛа», «Роснефти», а также компании «НОВАТЭК», «Арктикгаз» и «АрктикНефтегазИнвест»
Находясь на пересечении Северного морского пути и Обь-Иртышской водной магистрали, замыкая железнодорожные и трубопроводные пути, идущие с западного и южного направлений, в перспективе округ может стать центром формирования природно-хозяйственного комплекса Евро-Азиатского Севера России, получить прямой морской выход на рынки Западной Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Необходимо реализовать значительный транзитный потенциал ЯНАО в системе трансъевразийских транспортных коммуникаций и кросс-полярных авиационных перевозок.

Проблемы и угрозы ЯНАО

ЯНАО расположен в экстремальных природно-климатических условиях. Среднегодовая температура южной части округа составляет -7 °С, на севере она опускается до -10,2 °С. Льдообразование в Карском море начинается во второй половине октября, таяние льдов - в конце мая - июне.
На юге региона строительство, жизнеобеспечение и другие процессы хозяйственной деятельности обходятся гораздо дороже, чем в среднем по стране, а на севере округа по сравнению с югом по ряду позиций - в три - пять раз дороже. Суровый климат предъявляет повышенные требования к здоровью приезжающего сюда населения и накладывает определённые ограничения на длительность постоянного проживания и трудовой деятельности.
По плотности транспортных магистралей общего назначения округ занимает одно из самых последних мест среди субъектов РФ. В условиях высокой рассредоточенности очагов промышленности, характерной для данного региона, неразвитость транспортных сетей многократно увеличивает затраты на преодоление пространственных разрывов.

Yes

В округе создана крупнейшая в мире инфраструктура газопроводного транспорта, соединяющая месторождения «голубого топлива» с Единой системой газоснабжения (ЕСГ) России и европейскими рынками. Однако отсутствие развитой сети транспортировки газа и жидких углеводородов (прежде всего, нефти) в районах перспективного освоения является сейчас одним из узких мест, препятствующим эффективному росту нефтегазового комплекса. Кроме того, многие объекты магистрального трубопроводного транспорта в значительной мере исчерпали свой ресурс, имеют высокую степень износа, что потребует в ближайшие годы значительных затрат на их реновацию.

Ещё одна проблема - недостаточное развитие переработки углеводородов для собственных нужд. Это ведёт и будет приводить в возрастающих масштабах к таким явлениям, как:

  • неоправданное увеличение затрат на встречные поставки первичных ТЭР из ЯНАО и продуктов их переработки - в округ (электроэнергия, ГСМ, продукция нефтегазохимии и т. д.);
  • прямые потери ценного сырья (низконапорный газ, попутный нефтяной газ ит. д.);
  • снижение качества (и, соответственно, падение стоимости) уникального углеводородного сырья вследствие его транспортировки и последующей переработки по общим схемам (например, газ деэтанизации закачивается в метановые трубопроводы вместе с газом сепарации, что ведёт к утрате для нефтехимии этаносодержащего природного газа; конденсат зачастую смешивается и транспортируется вместе с нефтью и т. д.);
  • сокращение налогооблагаемой базы округа, увеличение упущенной выгоды.
    Для долгосрочного устойчивого развития экономики округа необходимо решить следующие стратегические задачи:
  • увеличить добычу газа, конденсата и нефти;
  • обеспечить расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородов;
  • наладить в экономически оправданных масштабах производства по глубокой переработке углеводородов, ориентированные на комплексное использование извлекаемого сырья и выпуск продуктов с повышенной добавленной стоимостью - бензина, дизельного топлива, сжиженного природного (СПГ), углеводородных газов (СУГ), метанола, этилена, полимеров и изделий из них;
  • развивать освоить запасы рудных полезных ископаемых, стройматериалов Приполярного Урала;
  • снизить ресурсо-, материало- и трудоёмкость производства путём внедрения организационных и технологических инноваций;
  • повысить уровень жизни населения и обеспечить ему комфортные условия труда и отдыха;
  • сохранить и модернизировать уникальный природно-хозяйственный комплекс традиционного быта коренных народов Севера;
  • развивать отрасли экономики, ориентированные на комплексное использование биоресурсов региона, включая рыбную и лесную промышленность, туризм (ландшафтный, спортивный, рекреационный и т. д.), масштабное применение современных технологий (транспорт, телекоммуникации, производство биологически активных препаратов ит. д.).

Новая инфраструктура

Геологоразведочные работы в ЯНАО прежде всего нацелены:

  • на поиск и оценку крупных залежей сухого метанового газа в Ямальской (отложения апта и сеномана), Гыданской (отложения сеномана) и Южно-Карской НГО;
  • Yesна подготовку запасов конденсатного газа в Восточно-Уренгойской зоне нефтенакопления (отложения берриаса — нижнего валанжина).
    Юрские отложения будут являться объектом второй очереди. Поиск, оценка и последующая добыча в Обской и Тазовской губах должны вестись на базе экологически безопасных технологий.

Для снабжения округа моторными топливами и полимерными конструкционными материалами предусматривается значительно увеличить объём переработки углеводородного сырья на его территории за счёт развития мощностей Уренгойского завода, подготовки конденсата к транспортировке, расширения Губкинского НПЗ и ввода в эксплуатацию Новоуренгойского газохимического комбината. В рамках последнего проекта планируется сооружение комбинированной установки этан- этилена, установки производства полиэтилена, складов для легковоспламеняющихся жидкостей, кислот, щелочей и метанола. Пуск комплекса намечен на 2014 г., его проектная мощность составит 400 тыс. т полиэтилена в год.

Важное направление технологического развития НГК ЯНАО — реконструкция действующих газоперерабатывающих и конденсатоперерабатывающих заводов, создание специальных установок на промыслах (особенно в связи с решением проблемы утилизации низконапорного газа). В частности, планируется увеличить загрузку Пуровского завода по переработке конденсата, где будут производиться стабильный газовый конденсат, СУГ и регенерированный метанол. Дополнительные газофракционирующие установки должны построить в Надым-Пур-Тазовском районе и на полуострове Ямал.

В перспективе объёмы лёгких углеводородов в добываемом этаносодержащем газе будут увеличиваться, что позволит обеспечить сырьём несколько крупных нефтегазохимических комплексов по извлечению и химической переработке ШФЛУ в ЯНАО и других регионах России.
Предполагается сооружение заводов по сжижению природного газа и терминалов СПГ в районе Южно-Тамбейского и, возможно, Харасавэйского месторождений. Такой объект на основе Южно-Тамбейского месторождения, в районе мыса Дровяной, согласно распоряжению правительства РФ, будет построен в три очереди: первую необходимо завершить в 2012-2016 гг., вторую — в 2013-2017 гг., третью — в 2014-2018 гг.

Следует обеспечить транспортный выход к месторождениям Тазовского, Ямальского, Красноселькупского и Пуровского районов, радикально повысить доступность Приполярного Урала, создать возможности для вывоза продуктов переработки, нефте- и газохимии, что предполагает реализовать следующие основные проекты:

  • реконструкцию и строительство второй колеи железной дороги Сургут - Новый Уренгой;
  • сооружение железных дорог Коротчаево - Русское, Паюта - Новый порт, Салехард - Надым, Урал Промышленный - Урал Полярный, восстановление железнодорожной магистрали Надым - Новый Уренгой;
  • развитие морского порта Харасавэй, возведение порта в районе мыса Дровяной и терминалов по отгрузке сжиженного природного газа; капитальный ремонт участка железной дороги Надым - Пангоды.

Источник http://angiltd.ru